СОПРОТИВЛЕНИЯ ЛИТЕРАТУРА


СОПРОТИВЛЕНИЯ ЛИТЕРАТУРА

СОПРОТИВЛЕ́НИЯ ЛИТЕРАТУ́РА, антифашистская литература, сложившаяся в годы Движения Сопротивления в оккупированных странах Западной Европы, а также в странах фашистской коалиции во время 2‑й мировой войны 1939 — 1945. Под С. л. понимаются не только произведения, написанные в самом ходе борьбы с фашизмом и посвященные этой борьбе, но и произведения, созданные в годы 2‑й мировой войны под воздействием освободительного движения. Вклад в С. л. внесли писатели антифашистской коалиции.

Фашистский режим, нанесший громадный ущерб культурам собственных стран, ставил своей целью уничтожение национальных культур на порабощенных территориях. В обстановке массового террора значительная часть писателей уходила в подполье (как во Франции) или в партизанские отряды (как в Югославии). И только незначительное меньшинство (К. Гамсун в Норвегии, Селин во Франции) сотрудничало с оккупантами. Произведения С. л. печатались и распространялись (нередко в рукописи) главным образом нелегально. Писатели-антифашисты понесли тяжелые потери. Но в ходе освободительной борьбы происходило объединение патриотических сил, в авангарде которых стояли коммунисты; сблизились писатели разных политических взглядов, философских воззрений и эстетических принципов. Характерная черта С. л. — сочетание национально-освободительных мотивов с социальными.

С. л. складывалась как литература национальная, патриотическая и интернациональная. Поэты многих стран славили подвиг советского народа в Великой Отечественной войне. С. л. развивалась в условиях подъема Движения Сопротивления в оккупированных странах. Запечатлевая ужасы гитлеровского террора, С. л. рисовала активную антифашистскую деятельность, ставила общественные и нравственные проблемы, выдвигаемые самой практикой борьбы. В центре внимания писателей — образ борца, формирование его личности, характера в трагических условиях оккупации. Ведущий жанр — гражданская поэзия, наиболее глубоко и эмоционально выражавшая народный гнев и горе. На Балканах возродился фольклор в форме партизанских песен. В драматургии преобладал жанр трагедии. Получили распространение очерк, рассказ. Многие авторы обращались к историческому роману, пользуясь иносказаниями, черпая в прошлом уроки для современности. Незабываемый документ эпохи — письма казненных патриотов, записи и дневники заключенных.

Опираясь на прочные национальные и ннтернациональные традиции, С. л. создала высокие эстетические ценности. Реальная жизнь, трагическая и героическая, входила в литературу. Движение Сопротивления стимулировало утраченный многими западноевропейскими писателями гражданский пафос, героику народного подвига. Закономерно, что С. л. развивалась преимущественно в русле реализма. Тема Сопротивления во многом определяла развитие литературной жизни военных лет. Составляя особый период истории национальных литератур и всемирной литературы, она оказала серьезное влияние на развитие литературного процесса после 2‑й мировой войны.

Издание в русском переводе: Ярость благородная. Антифашистская поэзия Европы, [М., 1970].

Литература:
Литература антифаш. Сопротивления в странах Европы. 1939 — 1945, М., 1972.

Ф. С. Наркирьер.

Албания. В албанской С. л. главное место занимают революционные партизанские песни (авторские и анонимные): К. Мето (погиб в 1944), К. Якова, Ф. Гьята, М. Дода. Сатирическая направленность — одна из характерных особенностей партизанского фольклора в Албании. На этой основе поэт Ш. Мусарай создал сатирическую поэму «Эпопея Балы Комбетар» (подпольное издание, 1944).

Т. Ф. Серкова.

Бельгия. В Движении Сопротивления участвовали писатели Л. ван Экхаут, М. Брат, М. Тири, А. Корнелюс, А. Шаве и др. Протест против оккупации получил отклик преимущественно в поэзии на французском языке: Л. Андре, погибшие в фашистских лагерях поэты Р. Блик (в 1945) и Маргарита Бервет (в 1944). Писатель, главный редактор подпольной газеты «Voix des Beiges» Г. Ф. Аннекар был также убит фашистами.

Ф. С. Паркирьер.

Болгария. С. л. пользовалась популярностью в партизанских отрядах, среди политических заключенных. В публицистике (В. Воденичарский), в революционной поэзии (Н. Вапцаров, М. Исаев, Х. Кырпачев, Ц. Спасов, Х. Радевский, В. Андреев, Д. Овадий) писатели-антифашисты, в т. ч. коммунисты, обращались к традициям национально-освободительной борьбы, обличали преступления болгарских и немецких фашистов. В организации прогрессивных писателей в Болгарии значительна роль Т. Павлова и К. Кюлявкова, одного из редакторов нелегальной газеты «Патриот» (1944, № 1—2).

В. И. Злыднев.

Венгрия. Антифашистские настроения выражались во многих произведениях 1939 — 1945, и прежде всего в поэзии, пронизанной мотивами сознания гибельности фашизма для человечества, патриотической скорбью и гражданским протестом: М. Радноти (погиб в фашистском концлагере), Л. Геребьеш, Л. Лукач, А. Гидаш, Э. Мадарас, Э. Жигмонд, Й. Фодор, Д. Ийеш, М. Бабич и др. Антифашистскими тенденциями проникнута эссеистика Д. Балинта, статьи Д. Лукача, Й. Реваи, Б. Иллеша, памфлеты и рассказы А. Габора.

О. К. Россиянов.

Германия. Захват власти фашистами в 1933 вызвал размежевание в литературе. В изгнании немецкие писатели-антифашисты Т. Манн и Г. Манн, Л. Фейхтвангер, Б. Брехт, А. Цвейг, А. Зегерс, И. Р. Бехер, Л. Франк, Э. Вайнерт, Ф. Вольф и др. образовали активный фронт Сопротивления. Оставшиеся в Германии В. Бергенгрюн, Р. Шнейдер, О. Лёрке, Э. Вихерт и др. издавали иносказательные произведения, проникнутые духом нравственного неприятия фашизма. С. л. в собственном смысле слова была частью деятельности и борьбы антифашистов, и прежде всего героев коммунистического подполья: листовки, брошюры, статьи Й. Зига для подпольной газеты «Die innere Fronts», нелегально изданный в оккупированной Франции сборник стихов Р. Леонхарда (под псевдонимом Роберт Ланцер) «Германия должна жить», нелегальный журнал «Stich und Hieb» под редакцией Я. Петерсена, и др. В гитлеровских концлагерях слагали антифашистские стихи поэты-коммунисты А. Кукхоф, Х. Лорбер, Р. Цах, К. Шног, Х. Шульце-Бойзен и близкий им Г. Вайзенборн. Антифашистские сочинения создали также деятели религиозного Сопротивления К. Шольц, Й. Клеппер, М. И. Мецгер, Д. Бонхёффер и А. Хаусхофер, участники заговора, ставившего целью убийство Гитлера и разгромленного после неудавшегося покушения 20 июля 1944.

И. М. Фрадкин.

Греция. Активное участие в Движении Сопротивления принимал Союз греческих писателей под руководством поэта А. Сикелианоса. Распространялись стихи К. Варналиса, Я. Рицоса, Н. Вретакоса, О. Элитиса, Й. Сефериса, Ф. Ангулеса и др. Стихи Н. Карвуниса, поэтесс С. Мавроиди-Пападаки и Паизи, В. Ротаса, А. Хадзиантиму, положенные на музыку, стали любимыми песнями участников Сопротивления. Тема СССР и его армии-освободительницы отразилась в литературе и фольклоре. Популярны были очерк, рассказ. Непосредственное отражение греческое Сопротивление нашло в сочинении «Огонь» Д. Хадзиса и в романе-хронике Т. Корнароса «Концлагерь Хайдари».

Яннис Мочос.

Дания. Писатели активно участвовали в Движении Сопротивления. В 1944 опубликован коллективный сборник «Горит огонь» и другие нелегальные издания; в числе авторов — Я. Палудан, Х. К. Браннер, М. А. Хансен, К. Сённербю, К. Абелль, Х. Кирк. Были арестованы М. Андерсен-Нексё, Кирк, Х. Шерфиг. Кирк в концлагере написал «Песнь Хорсерёда» и роман «Раб». Шерфиг в подполье создал сатирический антифашистский роман «Идеалисты». Писатель-священник К. Мунк, убитый в 1944 гестаповцами, опубликовал сборники стихов, народную драму «Нильс Эббесен», в которых призывал к единству, осуждал предательство правящих кругов Дании. К стойкости и борьбе за свободу призывал Абелль в драмах «Королева-призрак» и «Силькеборг». В поэзии звучали тема родины, скорбь и боль за попранные права человека, надежда на светлое будущее: стихи О. Гельстеда, Х. Расмуссена, П. Сёренсена, М. Нильсена, Н. Петерсена. Важное звено С. л. — исторические романы «Свобода это снесет» К. Линнемана и «Счастливый Кристофер» Хансена.

И. П. Куприянова.

Италия. В годы Движения Сопротивления 1943 — 1945 итальянская литература, порвав с декадентством и формализмом, вернулась к реалистическому изображению жизни, обрела нового героя — борца-антифашиста. Наряду с богатым фольклором (партизанские песни, частушки) поэзия Сопротивления включает стихи Дж. Унгаретти, Э. Монтале, У. Саба. Поэты А. Гатто, С. Квазимодо, преодолев влияние герметизма, в ясных образах воплотили высокие духовные гуманистические ценности, антифашистский пафос. В прозе произошел поворот к социальной антифашистской теме (К. Леви, В. Пратолини). Антифашистские мотивы присутствуют в повести Э. Витторини «Беседы на Сицилии», роман «Люди и нелюди» запечатлел героику Сопротивления. Из среды его участников вышли Пратолини, И. Кальвино, К. Кассола, Дж. Басса и др., отразившие в своих произведениях 1‑го послевоенного пятилетия Сопротивление как эпопею народной борьбы. Его идеи явились могучим стимулом развития итальянской литературы и прежде всего — неореализма.

З. М. Потапова.

Нидерланды. Многие литераторы, оставшись на территории оккупированных Нидерландов, перешли на нелегальное положение. На ручных машинах подпольно печатались антифашистские стихи, памфлеты, рассказы. Особенно распространена была поэзия: сборник «Песни гёзов» (1943), включающий стихи, стилизованные под революционные песни XVII в., насыщенные актуальным политическим содержанием. М. Нейхоф, самоотверженно работавший в подполье, в 1945 издал свои стихи «К падшим» и «Свободны мы». «Песнь восемнадцати казненных» — (1943) погибшего в концлагере Я. Камперта — своеобразный национальный гимн оккупированных Нидерландов. Пафосом ненависти к угнетателям пронизаны стихи и поэмы Э. Хорника, А. Дёйнкеркена (псевдоним Асселбергса), А. Донкера (псевдоним Донкерслота). Красноречивый документ эпохи — «Дневник Анны Франк» (1947). Хроникой военных лет является роман М. Деккера «Под сапогом» (1945).

И. В. Волевич.

Норвегия. Во время фашистской оккупации из Норвегии эмигрировали С. Унсет, Х. Крог. Ведущий жанр С. л. — поэзия: Н. Григ (сборник «Свобода», публицистический сборник «Флаг»), Г. Рейс-Андерсен, А. Эверланн. Участник Сопротивления Эверланн был заключен в концлагерь, Рейс-Андерсену удалось бежать в Швецию, где он вместе с Ингер Хагеруп и др. издавал сборники поэзии, переправлявшиеся затем в Норвегию. Образ борца-антифашиста — в центре исторических романов Ю. Фалькбергета «Ан-Магритт», А. Вогенса «Лассе Ага», А. Хауге «Сентябрьские заморозки», Ю. Боргена «Лета нет и не будет» и Т. Весоса «Дом во тьме».

Л. Г. Григорьева.

Польша. Польская С. л. — одна из самых значительных в Европе. Польские деятели культуры в годы фашистской оккупации работали в условиях жесточайшего террора, в глубоком подполье. Многие из них погибли в тюрьмах и концлагерях. В подполье выходило около 1400 периодических изданий, литературных журналов разных идейно-политических ориентаций: «Przełom» (1942 — 1943), «Miesięcznik literacki» (1942 — 1943), «Sztuka i Naród» (1942 — 1944) и др. Популярностью пользовались поэтические антологии «Независимая песня» (1942), «Дух свободы в песне» (1942), «Правдивое слово» (1943). Наряду со стихами писателей старшего поколения (Л. Стафф, М. Яструн, С. Р. Добровольский и др.) в поэзии выделяется творчество т. н. «драматического поколения» варшавских поэтов К. К. Бачиньского, Т. Гайцы, З. Строиньского, Т. Боровского, участвовавших в Движении Сопротивления. В поэзии возрождались национально-освободительные мотивы польского романтизма начала XIX в.: сборник «Избранные стихи» Бачиньского, сборники «Призраки» и «Обыкновенный гром» Гайцы, сборник стихотворений в прозе «Окно» Строиньского. Создавалась политически острая партизанская и подпольная поэзия, сатира (Т. Холлендер и др.). Проза представлена публицистикой, репортажами, рассказами (Р. Братны, В. Жукровский печатались в подпольной прессе с 1942). Известна была повесть А. Каминьского «Камни для редута» (1943) о героизме подпольщиков Варшавы. Во время войны в СССР находились В. Василевская, Л. Пастернак, Л. Шенвальд, Е. Путрамент и др., принимавшие участие в борьбе с гитлеровскими захватчиками в рядах Войска Польского. В СССР издали стихи А. Важник (сборник «Сердце гранаты»), Шенвальд (сборник «Из гостеприимной земли в Польшу»), Л. Пастернак. В Иерусалиме В. Броневский издал сборник «Примкнуть штыки!», Лондоне — сборник «Дерево отчаяния». Ю. Тувим в США создал поэму «Цветы Польши» (неоконч. изд., 1949). В годы оккупации в польской литературе произошел процесс демократизации, сформировалась новая идейно-художественная проблематика, подготовившая появление литературы Народной Польши.

А. Г. Пиотровская.

Румыния. Литераторы выражали общенародное неприятие войны и фашизма: М. Р. Параскивеску в сборник «Цыганские песни» включил переводы стихов испанского поэта Ф. Гарсии Лорки, убитого фашистами, воспел цыганский народ, истреблявшийся гитлеровцами; сборники «Стихи» и «Потерянный город» М. Бенюка; «Песни под танками» Марии Бануш, стихи Магды Исанос; рассказы К. Петреску «Гибель чайки» и М. Садосяну «Мостики». Т. Аргези за памфлет «Барон», направл. против нем. посла фон Киллингера, был заключен в концлагерь. Разоблачение фашизма, ввергнувшего Румынию в войну, звучало в стихах А. Томы в подпольной коммунистич. печати («Дойна нацисту», «Письмо с Украины» и др.).

Ю. А. Кожевников.

Франция. Движение Сопротивления, принявшее во Франции всенародный размах, создало обширную литературу (поэзию, прозу, драматургию). Действовали подпольные издательства («Полночное издательство», основанное П. де Лескюром; «Французская библиотека»). С 1942 выходил орган Национального комитета писателей газета «Les lettres françaises»; ее основатель Ж. Декур был расстрелян. Был казнен Г. Пери, в бою пал Ж. Прево, погибли в лагерях Р. Деснос, М. Жакоб. В подполье вышли поэтические антологии «Честь поэтов» (1943) и «Европа» (1944). Французские писатели свое творчество военных лет подчинили беззаветному служению людям, что выразилось в кристальной чистоте и прозрачности стихов П. Элюара («Поэзия и правда 1942 года», «Лицом к лицу с немцами»), в гневном пафосе, боевых призывах стихов Л. Арагона (сборники «Нож в сердце», «Глаза Эльзы», «Паноптикум», «Французская заря»), в стихах поэтов-коммунистов (Л. Муссинака, Э. Гильвика). Духом борьбы проникнуты также стихи поэтов-католиков П. Ж. Жува, А. Массона и др. Интонации народной песни звучат в стихах Десноса и Превера. Популярность имела «Песня партизан» на текст М. Дрюона и Ж. Кесселя.

С острой антифашистской публицистикой выступали Арагон, Ф. Мориак, А. Камю. Документальная литература о концлагерях представлена книгами Муссинака («На плоту “Медузы”. Дневник политического заключенного»), Ф. Амбриера («Большие каникулы») и др. Выступления Ж. Р. Блока по московскому радио составили книгу «От Франции оккупированной к Франции вооруженной». «Военный летчик» А. де Сент-Экзюпери — мужественная книга о военных действиях против вермахта. Героический подвиг участников Сопротивления запечатлен в рассказах Веркора («Молчание моря»), Эльзы Триоле («Авиньонские любовники»), Арагона, К. Авлина, Ж. Адана; повести К. Моргана «Цена человека». С разных общественных и эстетических позиций рисуется Сопротивление в романах Р. Вайяна («Странная игра»), Ж. Бори («Моя деревня в немецкие времена»), Симоны де Бовуар («Чужая кровь»). Тираноборческий смысл имело обращение к формам античной трагедии у Ж. Ануя («Антигона»), Ж. П. Сартра («Мухи») и Камю («Калигула»), С. л. — важный рубеж в развитии французской национальной литературы по пути гражданственности и реализма.

Ф. С. Наркирьер.

Чехословакия. В Чехии С. л. явилась отзвуком широкого антифашистского движения. В годы оккупации были казнены или погибли в концлагерях Ю. Фучик, В. Ванчура, Я. Кратохвил, Й. Чапек, критики-марксисты Б. Вацлавек, К. Конрад, Э. Уркс. Со стихами, зовущими народ к борьбе, выступал Ф. Галас; распространялась антифашистская публицистика Фучика, а в 1945 был опубликован написанный им в фашистском застенке «Репортаж с петлей на шее». В подцензурной литературе писатели обращались к родной истории, народным сказаниям и легендам, чтобы выразить патриотические чувства и надежду на будущее освобождение: стихи В. Незвала, Я. Сейферта, Й. Горы, С. К. Неймана, Ф. Грубина, В. Голана, романы К. Нового, Э. Басса, Ф. Кубки, «Картины из истории чешского народа» Ванчуры. В усложненной образности стихов «Группы 42» преломляются пессимистические настроения (Й. Кайнар, Й. Коларж). Ощущение трагизма, поиски вечных ценностей пронизывают психологические романы В. Ржезача, Я. Гавличека.

В Словакии гуманистический протест против оккупантов нашел выражение в отвлеченной форме в творчестве «надреалистов» Р. Фабры, Ю. Ленко, Ш. Жары, В. Рейсела. С патриотическими стихами выступали Я. Костра, А. Плавка; поэзия П. Горова пронизана антивоенным пафосом. Распространение получил жанр т. н. «лиризованной прозы» (Ф. Швантнер, Д. Хробак, М. Фигули), для которой характерна героизация вольнолюбивой личности, изображенной в романтизированной обстановке естественной, «дикой» природы. Знаменательно обращение к бунтарской традиции (драма в стихах «Яношик» Марии Разусовой-Мартаковой), актуализация революционных событий 1848 (поэма Я. Поничана «Странный Янко», драма И. Стодолы «Марина Гавранова»). Существовала также нелегальная антифашистская поэзия: Л. Новомеский, Ф. Краль, Я. Есенский, Я. Смрек. Многие литераторы участвовали в Словацком национальном восстании (1944), героика которого определила дальнейшее развитие словацкой социалистической литературы.

С. А. Шерлаимова.

Югославия. Главным направлением С. л. была партизанская поэзия. Уже в 1941 в подпольной печати опубликованы стихи О. Жупанчича, Р. Зоговича, М. Бора. В ознаменование 24‑й годовщины Октябрьской революции в России была выпущена книга «Антифашистские песни» (югославские и советские массовые песни). В 1942 появились книги стихов «Одолеем бурю» Бора, «Ласточка в пулеметном гнезде» Й. Поповича. Поэма «Стоянка, мать из Кнежполя» С. Куленовича запечатлела героику и трагизм народной борьбы. Стихи писали также В. Назор, в 66 лет ставший партизаном, К. Дестовник-Каюх, Ю. Каштелан, А. Шопов и И. Г. Ковачич, поэма которого «Яма» (1944) — памятник жертвам фашизма и свидетельство воли к свободе. Проза С. л., показавшая формирование и рождение человека с новым гражданским, патриотическим, интернационалистским сознанием, представлена очерками, рассказами, публицистикой Зоговича, Б. Чопича, И. Дончевича, Й. Хорвата. Пьесы для партизанского театра писали М. Клопчич, Бор, Хорват, М. Ярц. После освобождения стали известны стихи М. Дединаца, Н. Кранец-Пайлина, И. Грудена и др., написанные в фашистских тюрьмах и концлагерях. Об оккупации писали также Десанка Максимович, И. Андрич, М. Крлежа, Д. Тадиянович.

Н. Б. Яковлева.


Литературный энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. . 1987.

Смотреть что такое "СОПРОТИВЛЕНИЯ ЛИТЕРАТУРА" в других словарях:

  • ДВИЖЕНИЯ СОПРОТИВЛЕНИЯ ЛИТЕРАТУРА — ДВИЖЕНИЯ СОПРОТИВЛЕНИЯ ЛИТЕРАТУРА, см. Сопротивления литература …   Литературный энциклопедический словарь

  • Литература Финляндии — Литература Финляндии  термин, под которым обычно понимают устные народные традиции Финляндии, в том числе народную поэзию, а также литературу, написанную и изданную в Финляндии. До середины XIX века основным языком литературы Финляднии был… …   Википедия

  • Сопротивления методы —         (a. resistance methods of electric prospecting; н. Widerstandsmessung, KS Methode; ф. methodes de resistivite electrique; и. metodos de prospeccion por control de resistencia electrica) группа методов электроразведки, основанных на… …   Геологическая энциклопедия

  • Литература изгнания — Литература изгнания, или Литература эмиграции – словесность, созданная авторами, находящимися в вынужденном изгнании за пределами собственной страны (экспатриация, эмиграция), как правило – по политическим, расовым, национальным или религиозным… …   Википедия

  • Литература Испании — Борьба испанского народа против наполеоновского нашествия, а затем против реакционного режима реставрации, установившегося в стране, определила основное направление развития прогрессивной испанской литературы. Крупнейшим представителем… …   Всемирная история. Энциклопедия

  • ГРЕЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА — (новая, или новогреческая), литература греческого народа. Развивается на новогреческом языке. Складывалась в первые века после гибели Византии под воздействием традиций античной и византийской культур, идей эпохи Возрождения и прежде всего устно… …   Литературный энциклопедический словарь

  • ИТАЛЬЯНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА — ИТАЛЬЯНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, литература итальянского народа на итальянском языке. Ранний фольклор в Италии не сохранился. Средневековая литература (VI—XII вв.) создавалась на латинском языке (преимущественно религиозные гимны, легенды, хроники).… …   Литературный энциклопедический словарь

  • ЧЕШСКАЯ ЛИТЕРАТУРА — ЧЕШСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, литература чехов, одна из национальных литератур Чехословакии (см. Чехословакии литература). Развивается на чешском языке. Появлению первых произведений чешской письменности (духовные песни, жития, легенды — на… …   Литературный энциклопедический словарь

  • НЕМЕЦКАЯ ЛИТЕРАТУРА — НЕМЕЦКАЯ ЛИТЕРАТУРА, литература немецкого народа на немецком языке (до 1945). Самым древним из дошедших до нас памятников Н. л. является героический эпос на древнем верхненемецком языке — «Песнь о Хильдебранте» (записана около 810), в… …   Литературный энциклопедический словарь

  • БЕЛЬГИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА — БЕЛЬГИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, литература народов, населяющих Бельгию. Вследствие исторических особенностей государственно территориального формирования Бельгии ее государственные границы не совпадают с границами исторических культурных областей. В… …   Литературный энциклопедический словарь

Книги

Другие книги по запросу «СОПРОТИВЛЕНИЯ ЛИТЕРАТУРА» >>